Эксперты РОСНОК — Эпохальное решение Конституционного суда

На этой неделе Конституционный суд вынес знаковое решение в пользу должников, в отношении которых ведется исполнительное производство. Сухим юридическим языком, решение звучит следующим образом: отныне суды обязаны «вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось».
Рассмотрим, что это означает на практике. Федеральный Закон об исполнительном производстве статьей 21 определяет срок предъявления исполнительных листов тремя годами со дня вступления в силу судебного решения.
Если решение вступило в законную силу, то суд выдает исполнительный лист, который взыскатель имеет право предъявить в трехлетний срок. Предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов прерывает этот срок, а после возвращения листа (например, в связи с невозможностью взыскания или отзыва листа), трехлетний срок начинает исчисляться заново. Таким образом, можно было продержать исполнительный лист неограниченное количество времени на исполнении.
Такова была практика вплоть до текущего момента. Теперь же, согласно решению Конституционного суда, фактически вводятся ограничения на сроки исполнительного производства (пусть и косвенно). То есть, если кредитор подал лист на исполнение, затем ему вернули лист из-за невозможности взыскания, он подал вновь — эта карусель имеет все шансы прекратиться через определенный промежуток времени. При условии, что должник обратится в суд и опротестует очередное открытие исполнительного производства, мотивируя истечением срока предъявления исполнительного документа.
Любопытны мотивы, по которым было принято столь важное решение. Вероятнее всего, существует прямая зависимость между количеством просроченных кредитов (более 11 миллионов граждан страны имеют просрочки, и дальше их будет только больше, учитывая увеличение оборотов микрофинансовых ростовщиков), и, самое главное — параличом системы исполнительного производства. В среднем, службой взыскивается лишь 10-20% сумм, количество дел у одного пристава составляет порядка 4000. Среди всех служб государевых, ФССП влачит самое жалкое существование — достаточно сравнить их присутствие с шикарными особняками налоговой инспекции, пенсионного фонда. Вероятнее всего, власть дает сигнал, что средств на усиление структуры исполнительного производства в бюджете нет и создает «клапан», который позволит слегка «стравить давление», и даст возможность прекращать исполнительные производства на законных основаниях.
Понятно, что такое решение обоюдоострое — возникает дополнительный коррупционный соблазн, появляется возможность столкнуть интересы должника и кредитора. В подобной ситуации защитить права должника сможет только активное участие гражданской организации, выступающей с позиций неукоснительного соблюдения всех норм законодательства — Российского общественного совета по надзору в области кредитования (РОСНОК).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *